Середа Сергей Геннадиевич предлагает вашему вниманию =========================================================================== Неофициальные и необязательные к выполнению пожелания для очных докладчиков =========================================================================== Регламентированное время доклада составляет 10 минут, на экономике - 8 минут однако, как показывает опыт,слушатели с благодарностью воспринимают тех докладчиков, которые могут замолчать на 1-2 минуты раньше, не упустив при этом ничего важного и интересного. Как тут не вспомнить Отто фон Бисмарка, который "всегда любил длинные сосиски и короткие проповеди" Многие из вас уже прислали для публикации доклады на 4 страницы, простое зачитывание которых может занять не менее 15 минут. Это означает, что придётся провести дополнительную работу по подготовке устного варианта доклада. Известно, что разумно сокращать всегда труднее, чем дописывать. Когда одного знаменитого оратора спросили, сколько ему нужно времени, чтобы подготовить речь на пять минут, он ответил: - два дня. - а на пятнадцать минут? - два часа. - а на час? - а на час я и без подготовки могу. ========== ПРЕЗЕНТАЦИЯ =========== Итак, за счёт чего можно сделать такое сокращение? Все аудитории, где будет проходить конференция, оборудованы компьютерными проекторами, и это наш главный ресурс в ускорении доклада. Дело в том, что глазами человек читает текст примерно в 3-4 раза быстрее, чем проговаривает. Поэтому одна из рекомендаций: НЕ ЗАЧИТЫВАЙТЕ ТЕКСТ СО СЛАЙДА !!! Пока вы прочитаете первое предложение, аудитория прочтёт весь слайд и будет жутко скучать. Удобнее, когда "говорение" совпадает с текстом на слайде лишь частично Есть две стандартные ситуации: 1. Слайд является "опорным конспектом" мысли. Т.е. на нём перечислены пункты, по поводу каждого из которых вы даёте дополнительные пояснения. 2. Слайд несёт основную информацию, а вы лишь дополняете некоторые из пунктов. Там, где возможно представить мысль в виде схемы, это ещё больше экономит время. Хорошо нарисованная схема заменяет до полутора страниц текста, а воспринимается намного быстрее. При этом озвучивать весь текст с неё совершенно не требуется, если в аудитории нет слепых или неграмотных =================== УПРАВЛЕНИЕ ВНИМАНИЕМ ============ В презентации хорошо смотрятся элементы анимации, но нужно иметь ввиду, что "много хорошо тоже плохо". Ваша задача - управлять вниманием аудитории, уже несколько уставшей от предыдущих докладов. Анимация играет роль допинга, это способ "пришпорить" внимание в нужный момент. Но если всё время тыкать лошадь шпорами, она далеко не убежит. Поэтому элементы анимации имеет смысл ставить в начале доклада (привлечь внимание), в конце, и в двух-трёх наиболее важных местах. Кстати, сам докладчик тоже может "разбудить" аудиторию, просто сделав широкий жест руками или перейдя с одного края аудитории на другой. ================= ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ НА СЛУХ ============== Поскольку грамотный человек читает глазами в несколько раз быстрее, чем говорит, он легко просматривает тексты со сложносочинёнными и сложноподчинёнными предложениями, но совершенно выключается, если читать ему это вслух. Пока дочитают до конца предложения, начало забывается. Вывод - для устного доклада не годятся "печатные" варианты текста. Нужна их адаптация. Тект должен быть максимально "разгружен". Вместо сложного предложения лучше сделать несколько простых. При их проговаривании рекомендуется соблюдать следующее правило: - говорить в достаточно высоком темпе, но "короткими очередями". - Почему в высоком? Чтобы не забылось начало фразы до её завершения. - Почему короткими? А нужно делать небольшие паузы между фразами, Чтобы слушатели имели пару секунд "интеллетуально пережевать и проглотить" то, что вы до них только что донесли. (Был у меня случай, когда кормил я годовалого сынишку, и в задумчивости очень часто орудовал ложкой. А ребёнок послушно открывал рот. Через пару минут он открыл его ну ОЧЕНЬ широко и оттуда вывалилось пол-тарелки запиханной мною каши ) Когда завершается смысловой блок, пауза должна быть ещё больше - пять-шесть секунд. ================ КАК ГОТОВИТЬ ШПАРГАЛКУ =============== Обеспечить правильное проговаривание можно удобно отформатировав текст. Своим дипломникам я всегда рекомендую напечатать его на четвертинках листа (карточках). На каждой должно быть три-четыре простых предложения. Между ними большие интервалы в одну-две пустых строки. Паузы между предложениями получаются естественно. Паузы между смысловыми блоками ещё естественнее - вы просто перекладываете прочитанную карточку назад и смотрите на новую. (я однажды увидел, что В.В.Путин пользовался при докладах такой же технологией) В таких карточках никогда не потеряешь место в тексте, где сейчас говоришь. Хороший докладчик не смотрит всё время в бумажку, а успевает посмотреть на зал, на слайды, улыбнуться и т.д. Но если весь доклад на одном листе с мелким шрифтом, человеку страшно от него оторвать взгляд - поиск места где читал, потребует десяток секунд и будет смотреться крайне нелепо. Когда текст разбит на карточки, переделывать его оказывается проще. Не нужно менять весь доклад, меняем только очередную карточку и смотрим, что получилось. А подготовка очень хорошего доклада выливается в переписывание начального варианта три или четыре раза. ============== ХРОНОМЕТРАЖ ============== На карточках имеет смысл написать в одном углу номер карточки, в другом - номер слайда (слайдов), которые ей соответствуют (в углу слайдов тоже имеет смысл написать их номера) Ещё я записываю число секунд, которые мне требуются на прочтение карточки + 5 сек. на переход к следующей Если затем открыть Excel и аккуратно выписать получившееся время в столбик, а затем просуммировать по всем слайдам, получаем число секунд на доклад. Чаще всего, в первых версиях доклада время "перебирается" очень сильно. Ничего не поделаешь, упрощайте фразы, переносите часть содержания в презентацию, отбрасывайте второстепенные моменты. ================ ЭФФЕКТ СЦЕНЫ =============== В заключении, несколько советов для тех, кто не имеет большого опыта выступлений на публике. У театральных актёров есть для этого даже специальные тренинги. Во-первых, вы должны говорить достаточно громко, чтобы это было слышно всем присутствующим. Метод психологической настройки на это довольно прост - найдите глазами человека, который сидит дальше всех, и рассказывайте доклад ему. Нужная громкость в этом случае обычно получается сама собой. Аналогично и с жестикуляцией. Если при разговоре с человеком, находящимся от вас в паре метров, бывает достаточно чуточку шевельнуть пальцем, то для сидящего далеко этот выразительный жест совершенно не заметен. Тут нужно не стесняться и делать очень широкие жесты, чтобы их нормально разглядел "человек в последнем ряду". ===================================================== ДО ВСТРЕЧИ НА КОНФЕРЕНЦИИ и УДАЧНЫХ ВАМ ДОКЛАДОВ !!! =====================================================